info@vhre.ru Заявка на
подбор персонала
Просмотров: 6188

История образования подбора персонала

«Все течет, все меняется»
Гераклит
 
Трудовые ресурсы в силу своей неоднородности, неотъемлемости от человека, сложности в их оценке представляются наиболее специфичным «товаром», оборот которого, в том числе, осуществляется на рынке подбора персонала. Спрос и предложение на рынке подбора персонала зависит от широкого ряда взаимосвязанных факторов: общая экономическаю конъюнктура: периоды спадов и падений в региональной, национальной и мировой экономике, динамика развития отдельных отраслей, скорость внедрения инноваций в производство товаров и услуг, демографическая ситуация, качество образовательных услуг и др.
В совокупности эти факторы определяют:
  • спрос компаний на представителей различного рода профессий;
  • уровень требований, предъявляемых к знаниям и опыту кандидатов;
  • объем оплаты труда привлекаемых специалистов;
  • объем средств, который организации готовы выделить на оплату услуг кадровых агентств
С другой стороны, в зависимости от приведенных выше факторов зависят качественные и количественные характеристики предложения на рынке подбора персонала: кадровые агентства при осуществлении своих услуг априори ограничены тем объемом трудовых ресурсов, который имеется в наличии на рынке в данный момент.
Каждый исторический момент характеризуется уникальностью этих условий, особенностями правил и устоев, соблюдаемых обществом на том или ином этапе развития. Так, исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала В.В. Оськин в свой статье «Кадровая индустрия как инструмент построения гражданского общества в России» в интересном свете раскрывает историческую ретроспективу эволюции отношений на рынке подбора персонала. Первоначально потребность как в носителях редких профессий, так и в неквалифицированной рабочей силе решалась посредством военных действий, т.е. отчуждение трудовых ресурсов от потерпевшего поражение в конфликте племени, княжества, полиса, иного государственного образования (в зависимости от исторической эпохи и региональной принадлежности их наименования варьируются) становится одним из стимулов для совершения затрат на ведение военных действий. В XIV веке в Германии появляются первые прообразы кадровых агентств, что положило начало институализации процесса подбора персонала. Значительное влияние на становление рынка подбора персонала, повышение его значимости и укрупнение оказали Первая и Вторая мировый войны, в периоды которых обострилась потребность в компетентных специалистах для военных предприятий, а в последствии — в профессионалах, способных эффективно решать задачу по восстановлению разрушенных европейских экономик. На современном этапе рынок подбора персонала становится транснациональным. В отличие, например, от сырьевых или информационных рынков глобализация рынка подбора персонала замедляется наличием большого числа барьеров для движения трудовых ресурсов: интеграция осложняется политическими препонами, культурными различиями между странами. Что касается ситуации сложившейся в России, то необходимо отметить низкий уровень мобильности населения, для роста которой не создано условий — люди фактически привязаны к месту жительства: найти и устроиться на работу даже не в другой стране, а в другом субъекте РФ для большинства наших соотечественников видится сверхсложной задачей. На эту проблему накладываются и особенности консервативного менталитета, высокая ценность связи с местом рождения (хотя данные факторы все же представляются вторичными). Таким образом, нередко рекрутер оказывается в условиях, когда в подборе он ограничен рамками не только национального, но и регионального рынка труда.
1. Зарождение рынка подбора персонала
≈ до XIV в
2. Появление первых прообразов кадровых агентств
XIV – нач. XX в
3. Увеличение значимости рынка подбора персонала в экономиках Западной Европы и США вследствие мировых войн
XXв.
4. Советский период, характеризующийся отсутствием рынка подбора персонала в СССР
≈1920 – 1990 гг.
5. Становление рынка подбора персонала в России
≈1990 – 2008 гг.
6. Кризисный период (сокращеие количества компаний на рынке подбора персонала, снижение спроса на услуги)
≈2008 – 2010 гг.
7. Современный этап (повышение спроса на квалифицированный персонал при его остром дефиците)
2010 —
Переход от командно-административной системы к рыночной экономике снял ограничения с движения потоков трудовых ресурсов, способствовал появлению спроса на специалистов, обладающих знаниями в новых для отчественной экономике сферах, таких как, например, маркетинг и PR. Без этой трансформации экономической системы сложно допустить, что кадровые агентства нашли бы свое место связующего звена на рынке труда, — вопрос соединения трудовых и производственных ресурсов был практически полностью в сфере государственного регулирования.
Кризис 2008 года вынудил работодателей вплотную заняться оптимизацией численности сотрудников. Сокращения вызвали увеличение количества откликов на размещаемые компаниями вакансии в несколько раз. Однако, при кажущейся очевидности ситуации (предложение значительно превышает спрос), такое положение вещей не упростило работу кадровых агентств, а напротив — многим игрокам пришлой уйти с рынка из-за сокращения работодателями затрат на поиск и подбор персонала. Если более подробно рассмотреть текущее состояние рынка подбора персонала, то становится очевидным, что большая доля сокращений пришлась на менее квалифицированный и менее оплачиваемых специалистов, число которых достаточно велико. Таким образом на рынке труда складывается качественный разрыв между спросом и предожением: спрос на высококвалифицированных специалистов велик, но количество профессионалов, обладающих высоким уровнем характеристик, востребованных работодателями весьма ограничено. Сегодня на рынке подбора персонала наиболее успешно действуют как раз компании, способные предоставить заказчику квалифицированного и опытного специалиста, — потребности клиентов в достаточно степени изменились в сравнении с периодом становления российской экономики 90-ых годов, когда требования к квалификации и опыту были либо значительно ниже, либо вообще не предъявлялись (понимание многих профессий, а соответственно и появление у работодателей потребности в их представителях находились на стадии зарождения).
diagram
Многие специалисты сходятся во мнении, что спрос на профессионалов существует в любой сфере, таким образом, опровергая распространенное мнение, о том, что организации не заинтересованы в поиске, например, юристов, финансистов или журналистов (т.е. тех, чье предложение на рынке труда велико).
Структура запросов работодателей  в кадровые агентства
 по направлениям подбора,% (Источник: http://www.apsc.ru)
Что касается перспектив рынка подбора персонала, то дискуссии о грядущих сложностях в отечественной экономике то угасают, то разгораются с новой силой, по данным ВЦИОМ доля тех, кто полагает, что 2013 год будет неблагоприятным, увеличилась с 32% до 44%.
В случае, если негативный вариант развития событий будет иметь место, то спрос на услуги по поиску и подбору персонала вновь уменьшится. Однако на деле настроения работодателей сейчас более оптимистичны, затраты на персонал вновь растут: индикатором этого может выступать, например, спрос организаций на бизнес-тренеров, которых все чаще компании хотят видеть в штате, а не привлекать со стороны, таким образом, реализуя обучение персонала собственными силами. Что касается конкретных позиций, то в своем интервью порталу JOB.RU Генеральный директор рекрутинговой компании Penny Lane Personnel Татьяна Долякова прогнозирует, что ближайшие полгода у компаний-клиентов будет стабильный интерес к разного уровня менеджерам по продажам, главным бухгалтерам, руководителям проектов в строительстве.  Потребность в такого рода специалистах в целом отражает ситуацию, сложившуюся в отечественной экономике — спрос на бухгалтеров отражает общую тенденцию увеличения количества организаций, интерес к продажникам и специалистам в сфере строительства является индикатором того, что торговля и недвижимость продолжают оцениваться бизнесом как одни из наиболее прибыльных сфер деятельности.
Нельзя сказать, что рынок рекрутинговых услуг по всей стране окончательно сформирован. Наибольший спрос на подбор персонала наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-милионниках. Многие компании уже определились с кадровым агентством-партнером, с которым сотрудничают годами.
В 1996 году была создана Ассоциация консультантов по подбору персонала. Разработанный членами ассоциации этический кодекс стал стандартом рекрутинговой деятельности в России, его создание направлено на установление на рынке подбора персонала прозрачных правил, понятных всем заинтересованным сторонам: работодателю, соискателю и рекрутеру.
«Все течет, все меняется» —  за достаточно короткий срок существования отечественного рынка подбора персонала появился ряд российских компаний, способных оказывать своим клиентам услуги на высоком качественном уровне. Специалистами изучен опыт западных профессионалов, проанализированы особенности российской действительности, их влияние на процесс коммуникации с клиентом и соискателем и, главное, полученные знания применяются на практике. Это позволяет рассчитывать на то, что уровень квалификации рекрутеров будет продолжать расти, как и значимость рынка подбора персонала —  в условиях усложнения производимой компаниями продукции и услуг правильный выбор кандидата на открытую вакансию становится определяющим фактором в успехе организации.
Кадровое агентство ФАВОРИТ