Формы партисипативного управления.
Информация предоставлена кадровым агентством «Inter-HR».
Партисипативное управление можно рассмотреть с трех сторон.
1. Участие работников в прибылях и собственности – программа мотивирования сотрудников с помощью распределения между ними прибыли компании по итогам работы в виде премий, к примеру, или по истечении определенного срока в соответствии с соглашением о доверительном управлении. Подобного рода мотивация хорошо работает в быстроразвивающихся компаниях с высокой прибылью, имеющей возможности устанавливать большие бонусы для работников. Такая система является эффективной, если она применяется для специалистов, которые оказывают заметное влияние на деятельность компании.
Основным плюсом для компании от выбора подобной формы мотивации является обоснованное повышение или снижение выплат сотрудникам в связи с экономической ситуацией, складывающейся на рынке.
2. Участие работников в доходах основано на мотивировании по сокращению расходов фирмы по каким-либо критериям: улучшение качества продукции и услуг, снижение издержек на оплату труда и т.п. Подобные программы усиливают трудовую активность, ориентируют сотрудников на взаимодействие и координацию деятельности. Такую форму деятельности лучше всего использовать в небольших стабильных компаниях, в которых хорошо видны все взаимосвязи между подразделениями, имеется возможность контроля затрат и разработки стандартов деятельности. Бывает, что сотрудники участвуют и в убытках фирмы наравне с доходами.
3. Участие работников в управлении заключает в себе мотивирование путем участия в обсуждениях и принятиях решений по деятельности компании. Такое возможно на разных организационных уровнях:
- рабочие группы – обсуждения и принятие решений членами группы в рамка установленных полномочий (например, японские кружки качества);
- другие организационные уровни (производственные подразделения и управление фирмы в целом) – принцип представительства, закрепленный законодательно в некоторых странах. Такое участие выявляет социальную и кадровую политику компании.
Автор: Сергеева Ксения, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций кадрового агентства «
Inter-HR».