Горячие вакансии

Добавить вакансию

Массовое сокращение персонала в период кризиса. Как это сказывается на работе кадровых агентств.

Сокращение персонала в период кризиса.

В период кризиса, ни для кого не секрет, что руководители предприятий начинают сокращение персонала для оптимизации своих затрат. Чем дольше сохраняется экономический кризис, тем активнее становится сокращение персонала. Большинство компаний начинает избавляться от так называемого «балласта», как грубо это не звучит. Паниковать, как правило, начинают «рабочие лошадки» - специалисты, на которых держаться основной доход компании, но зря. Руководители компаний, как правило, принимают обдуманные решения о сокращении сотрудников, исходя из бюджета компании, думая о том, как бы остаться «на плаву» во время кризиса и не присоединиться к ряду компаний, которые стали банкротами. Поэтому и нанимают всевозможные консалтинговые агентства, антикризисных управляющих, чтобы те в свою очередь смоделировали им концепцию управления предприятием во время кризиса.

Сокращение руководящего состава во время кризиса.

В 2009 году получилось так, что большинство компаний стали увольнять «белых воротничков», которые руководили и без того работающим средним звеном, а получали зарплату в десятки раз больше. Уволенные «белые воротнички» в свою очередь, при поддержке правительства РФ, активно начинают открывать свои компании, воспользовавшись простоем конкурентов. Для этого у новых предпринимателейбыло все: опыт, инвесторы, которые первые оказались не у дел. Кризис, как раз самое удобное время для организации нового предприятия, составления бизнес-планов, организации бизнесс-процессов, разработки стратегических планов развития, на что требуется достаточно долгое время и выходу после кризиса на средние позиции среди конкурентов.

Сокращение персонала, выполняющего второстепенную работу.

Надо отметить, что и не только руководящий состав попадает под сокращение, но и большинство персонала, выполняющего второстепенную работу, которая напрямую не приносит прибыли компании. Штат компании необходимо сокращать, т.к. прибыль компании неумолимо падает и становится нецелесообразно держать сотрудников, которые не по своей вине не могут принести доход компании.

Как это отражается на работе кадровых агентств?

С первым витком кризиса, компании-заказчики кадровых агентств, перестают нуждаться в их услугах по поиску и подбору персонала. В этот момент предложения не удовлетворяют спросу. У одних основным видом деятельности является поиск и подбор персонала, у других идет сокращение штата. В этот период времени, кадровые агентства начинают активно подстраиваться под рынок и продвигать свои дополнительные услуги.

Дополнительные услуги кадровых агентств.

Оutplacement(оутплейсмент),необходимость в этой услуге возникает как раз в случае сокращения квалифицированных сотрудников, увольнение которых было вынужденным и не является причиной невыполнения обязанностей. Заказчиком, как раз и должны быть работодатели, которые попали в такую ситуацию. То есть при сокращении штата компании, работодатель обязан предоставить увольняемому сотруднику аналогичную должность в данной компании, которой у него нет. По идее работодатели должны были бы обратиться в кадровые агентства за оказанием такой услуги, которая включает в себя консультации по трудоустройству уволенных сотрудников, консультации работодателя по бесконфликтному расторжению договора, оказание помощи работнику в поиске новой работы. Но на практике это оказывается не так… Большинство компаний, дабы не тратить лишних денег, оставляют в штате профессионала в области кадрового дела, который и занимается этим процессом за незначительный оклад, и эта услуга кадровых агентств также становится мало востребованной во время кризиса. В агентствах начинаются «мозговые штурмы» на предмет предоставления востребованной услуги на рынке труда…

Аутсорсинг HR-функций. Вот что сейчас необходимо рынку. OutsourcingHR-функций подразумевает услугу по передаче функций предприятия кадровому агентству для ведения кадрового делопроизводства в интересах работодателя. Но данная услуга также не становится особо востребованной, т.к. работодатели оставили в штате необходимое количество кадровиков, которые с радостью работают. Работодателю легче перераспределить обязанности среди своих сотрудников, нежели передавать эту работу сторонней организации. В этой услуге могут быть заинтересованы небольшие компании, в которых нет своего кадрового работника. Кадровые агентства не отчаиваются, т.к. в запасе у них большой набор всевозможных услуг.

Предоставление временного персонала. Возможно, эта услуга и могла бы заинтересовать работодателей, но можно сократить свой персонал чуть позже или, как это практиковалось у российских компаний, просто понизить оклад. В этой услуге есть риск для работодателя в виде утечки информации. Опять промах…

Аутстаффинг – выведение персонала за штат и оформление в штат кадрового агентства. Вроде бы услуга должна быть востребована, т.к. эта услуга сокращает административные издержки. Но и этой услугой могут воспользоваться в основном «белые» компании.

Услуги для соискателей.

Появляется множество других услуг со стороны агентств таких, как содействие в трудоустройстве, проведение всевозможных тренингов, рассчитанных уже на гонорар кадровому агентству не со стороны работодателя, а со стороны соискателя. В целом и это направление оказывается не настолько прибыльным.

Действия кадровых агентств во время кризиса.

В итоге, кадровые агентства предлагают свои дополнительные услуги, параллельно также сокращая своих сотрудников, арендуемые площади и переводя штат компании на фриланс без окладной части и к концу кризиса «выживают», т.к. держаться на небольшой прибыли от дополнительных видов деятельности.

Что делать кадровым агентствам во время кризиса?

Мое видение работы кадрового агентства во время кризиса – это переход на удаленную работу, организация home-office: создание удаленного пространства для фрилансеров, перевод сотрудников на оплату за процент от прибыли. В данный момент есть множество провайдеров, оказывающая услуги по виртуальной корпоративной телефонной связи, услуги по аренде виртуального сервера, сейчас очень распространены собеседования по скайпу, можно иметь переговорную комнату с почасовой оплатой.

Итоги кризиса.

С новой волной экономического роста кадровые агентства обретают прежние позиции и большую долю новых конкурентов и новых клиентов, уволенных «белых воротничков», образовавших некогда свое предприятие.

 

Сотникова Юлия Вячеславовна,

Генеральный директор кадрового агентства «ЭльТемпо»