Горячие вакансии

Добавить вакансию

5 способов эффективно мотивировать сотрудников без дополнительных затрат

Немногие в наше время готовы работать за идею, основополагающим для хороших специалистов является достойное материальное вознаграждение. Прибавка к зарплате гарантированно обрадует сотрудника, но не всегда работодатель может бесконечно увеличивать жалованье. Хорошей альтернативой мотивировать сотрудника на новые свершения и показать ему его ценность для компании могут стать нематериальные стимулы.

Такие способы не потребуют от организации затрат, либо они будут незначительными. Эти методы позволят не только увеличить производительность работников, но и повысить уровень их лояльности к организации.

Среди способов нематериальной мотивации можно выделить несколько весьма эффективных:

Чествование отличившихся

Наиболее выдающиеся достижения, конечно, достойны премии. Но не стоит игнорировать и мелкие успехи. Сдача проекта заранее, а не в день дэдлайна, смелые идеи, альтернативный подход к решению задач – все это достойно похвалы, выражать которую можно множеством способов. Некоторым коллективам подойдут мотивирующие планерки, на которых руководитель перечислит достижения отдельных сотрудников. Классическим является вариант с «доской почета», которая может размещаться как на стене – по старинке, так и на корпоративном сайте. В менее консервативном офисе можно периодически проводить полушуточную церемонию вручения наград – дипломов, распечатанных на офисном принтере, или кружек с символикой организации. Наличие у компании брендированной продукции в целом положительно влияет на лояльность работников.

Противоположный подобным «пряникам» метод кнута едва ли будет эффективным. Само существование «досок позора» ставит под удар компетентность HR-отдела: как на своих позициях оказались специалисты, не способные справиться со стандартным набором обязанностей? Наличие признанных руководством аутсайдеров в коллективе также не способствует его сплочению.

Обратная связь с сотрудниками

Анонимный или открытый способ поделиться своими пожеланиями, идеями, комментариями позволит руководству не пропустить интересные предложения по улучшению работы отдела и компании в целом и оздоровить климат в коллективе. Без обратной связи практически невозможно узнать, например, что кто-то держит в состоянии постоянного стресса всю команду, что негативно сказывается на общем результате. Кроме того, специалистам будет приятно осознавать, что их готовы выслушать, и своими отзывами они могут влиять на деятельность организации.

Обеспечение сотрудникам полноценного отдыха

Если обеденное время работники проводят за компьютером из-за отсутствия площадки, где они могли бы собраться для приема пищи, это негативно скажется на их производительности во второй половине дня. Снижение концентрации, дискомфорт в глазах, общее утомление коллектива могут нанести компании ущерб, значительно превышающий расходы на оборудование столовой.

Возможность настроить рабочее место под себя

Дизайнерские офисы с пустыми столами хороши на фотографиях. Однако работникам будет приятно, если они смогут поставить на стол фотографию семьи, кубок с соревнований, выигранный в первом классе, фигурку любимого киногероя. Не стоит жестко регламентировать состав предметов на офисных столешницах, если, конечно, их хранение не противоречит деловой этике и законам РФ.

Своевременное перемещение сотрудника «по горизонтали»

Если работник имеет склонность и интерес к выполнению определенных обязанностей, которых обычно не подразумевает его позиция, следует рассмотреть возможность его перевода на другую должность в случае вакансии. При той же зарплате сотрудник может показать более высокие результаты и оценить, что его интересы заметили.

Очевидно, что в основе всех способов нематериальной мотивации лежит внимание работодателя или руководителя к своим сотрудникам. Это бесплатно, но всегда очень приятно и результативно: приносит пользу и каждому работнику в отдельности, и компании.

Статья подготовлена Александрой Глазковой, вице-президентом по HR компании BIOCAD.